Функциональная грамотность

Функциональная грамотность – что это?

Набор умений и навыков, обеспечивающих человеку полноценное участие в жизни общества

ЧТО ЗНАЧИТ БЫТЬ ГРАМОТНЫМ?

МАТЕМАТИЧЕСКАЯ ГРАМОТНОСТЬ
Математическая грамотность определяется как способность человека определять и понимать роль математики в мире, в котором он живет, использовать математику, чтобы решать стандартные жизненные задачи в различных сферах жизни и деятельности творческого, заинтересованного и мыслящего гражданина.
Для формирования математической грамотности важны:
o теоретическая база: без знаний нет применения;
o опыт и погружение в реальные ситуации, поиск путей решения жизненных задач;
o метапредметная подготовка: смысловое чтение, работа с информацией, критическое мышление, работа с утверждениями;
o самоконтроль и самопроверка.
«Математика — гимнастика для ума». Изучая математику, ребёнок учится анализировать, сравнивать, обобщать, классифицировать, рассуждать, догадываться, опровергать, что и способствует формированию математической грамотности.
Использование реальной ситуации в заданиях на формирование математической грамотности, способствует социализации обучающихся посредством обогащения их социального опыта, «примеривания» на себя различных социальных ролей: семьянина, работника, потребителя, гражданина.
«Глобальные компетенции – как компонент функциональной грамотности»

Глобальная компетентность — это многогранная цель обучения на протяжении всей жизни. Глобально компетентная личность способна изучать местные, глобальные проблемы и вопросы межкультурного взаимодействия, понимать и оценивать различные точки зрения и мировоззрения, успешно и уважительно взаимодействовать с другими, а также действовать ответственно для обеспечения устойчивого развития и коллективного благополучия.

(PISA 2018 Assessment and Analytical Framework)

В исследовании PISA глобальные компетенции представлены как составляющие глобальной компетентности и рассматриваются как:

  1. способность рассматривать вопросы и ситуации местного, глобального и межкультурного значения (например, бедность, экономическая взаимозависимость, миграция, неравенство, экологические риски, конфликты, культурные различия и стереотипы)

Глобально компетентный человек обладает навыками и взглядами, необходимыми для жизни во взаимосвязанном мире, способен использовать знания о мире и критически мыслить при рассуждении о глобальных событиях. Сочетая знания, полученные при изучении школьных дисциплин, и приобретенные в школе способы мышления, такой человек способен задавать вопросы, анализировать информацию, объяснять явления и вырабатывать собственную позицию относительно местных, глобальных или межкультурных проблем. Он также демонстрируют медиаграмотность, т.е. способность находить, анализировать и критически оценивать сообщения СМИ.

  1. способность понимать и ценить различные точки зрения и мировоззрения

Глобально компетентный человек способен рассматривать глобальные проблемы, а также взгляды и поведение других людей всесторонне. Он учитывает и ценит то, что позволяет преодолевать межкультурные различия и находить точки соприкосновения с представителями других культур (например, основные права человека, общий опыт). Сохраняя свою культурную самобытность, он одновременно осознает сущность культурных ценностей и убеждений окружающих его людей. Признание позиции или убеждений другого не обязательно означает их принятия. Однако способность видеть сквозь иной «культурный фильтр» дает возможность углубить собственные взгляды и, таким образом, принимать более зрелые решения при взаимодействии с другими людьми.

  1. способность наладить позитивное взаимодействие с людьми разного национального, этнического, религиозного, социального или культурного происхождения или пола

Глобально компетентный человек способен понимать культурные нормы, интерактивные стили и степень формальности межкультурного контекста и может соответствующим образом адаптировать свое поведение и общение. Он стремится к уважительному диалогу, выражает желание понять других людей и общаться с ними.

  1. способность и склонность предпринимать конструктивные действия в направлении устойчивого развития и коллективного благополучия

Глобально компетентный человек содействует улучшению условий жизни в своем сообществе, в построении более справедливого, мирного, инклюзивного и экологически устойчивого мира. Этот аспект отражает роль молодых людей как активных и ответственных членов общества и связан с их готовностью реагировать на ту или иную местную, глобальную или межкультурную проблему или ситуацию.

ЕСТЕСТВЕННОНАУЧНАЯ ГРАМОТНОСТЬ

Естественнонаучная грамотность – это способность человека занимать активную гражданскую позицию по вопросам, связанным с естественными науками, и его готовность интересоваться естественнонаучными идеями. Естественнонаучно грамотный человек стремится участвовать в аргументированном обсуждении проблем, относящихся к естественным наукам и технологиям, что требует от него следующих компетенций: научно объяснять явления, оценивать и планировать научные исследования, научно интерпретировать данные и приводить доказательства.

Три группы умений, характеризующих естественнонаучную грамотность:

  • Объяснение или описание естественнонаучных явлений на основе имеющихся научных знаний, а также прогнозирование изменений.
  • Распознавание научных вопросов и применение методов естественнонаучного исследования.
  • Интерпретация данных и использование научных доказательств для получения выводов.

Модель заданий по оцениванию естественнонаучной грамотности Задания, как правило, основаны на проблемном материале, включающем текст, графики, таблицы и связанные с ними вопросы. В свою очередь, каждый из вопросов в составе этих заданий классифицируется по следующим категориям:

  • умение, на оценивание которого направлен вопрос;
  • тип естественнонаучного знания, затрагиваемый в вопросе;
  • контекст;
  • познавательный уровень (или степень трудности) вопроса.

КРЕАТИВНОЕ МЫШЛЕНИЕ

Любое творчество – это отражение способностей мозга к поиску оригинальных путей решения проблемы. В нашем мозгу существует сразу несколько центров, которые совместно отвечают за любую форму креативности. Придумывая что-то новое, мы задействуем разом аналитическое, ассоциативное и спонтанное мышления. Чтобы развить такой сложный навык необходима постоянная практика.

Согласно исследованию McKinsey, специалисты по подбору персонала считают, что кандидатам часто не хватает «мягких» навыков. В первую очередь речь идёт об умении решать проблемы, критическом мышлении и креативности. И если важность первых двух качеств у большинства людей не вызывает сомнений, с креативностью дела обстоят несколько иначе.

БАНК ЗАДАНИЙ ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ И ОЦЕНКИ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ ОСНОВНОЙ ШКОЛЫ (5-9 КЛАССЫ) ПО НАПРАВЛЕНИЯМ:

  Функциональная грамотность в современном образовании

– Читательская грамотность

– Математическая грамотность

– Естественнонаучная грамотность

– Глобальные компетенции

– Финансовая грамотность

– Креативное мышление

Электронный банк заданий для оценки функциональной грамотности для обучающихся и учителей

Презентация на тему: “Работа с порталом “Российская Электронная школа”

Открытый банк заданий для оценки естественнонаучной грамотности (7-9 классы)

  1. Лаборатория функциональной грамотности

https://events.webinar.ru/12017207/5439157/record-new/5556787

https://rosuchebnik.ru/material/laboratoriya-funktsionalnoy-gramotnosti/

Банк тренировочных заданий по оценке функциональной грамотности

Как развивать функциональную грамотность. Рекомендации родителям.


Нормативные документы

Письмо Минпросвещения России от 14.09.2021 № 03-1510 «Об организации работы по повышению функциональной грамотности»

Приказ Министерства Просвещения РФ от 06.05.2019 № 219 «Об утверждении методологии и критериев оценки качества общего образования в ОО на основе практики международных исследований качества подготовки обучающихся»

Письмо Министерства просвещения РФ от 12 сентября 2019 года № ТС-2176/04 «О материалах для формирования и оценки функциональной грамотности обучающихся»

Приказ РЕСПУБЛИКИ КРЫМ МИНИСТЕРСТВА ОБРАЗОВАНИЯ, НАУКИ И МОЛОДЕЖИ (МИНОБРАЗОВАНИЯ КРЫМА) № 1418 от 16. 09.2022г
“Об организации работы по повышению функциональной грамотности”

ПРИКАЗ УПРАВЛЕНИЯ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДА ЕВПАТОРИЯ РЕСПУБЛИКИ КРЫМ от «23» сентября 2022 года № 01-04/348
“Об утверждении муниципального плана мероприятий («дорожная карта»),направленных на формирование и оценку функциональной грамотности обучающихся общеобразовательных организаций города Евпатории, на 2022-2023 учебный год”

Приказ об организации работы по формированию функциональной грамотности

План мероприятий по формированию функциональной грамотности на 2022-2023 уч. год

Приказ Управления образования администрации города Евпатория Республики Крым № 01-04/348 от 23.09.2022 г. “Об утверждении муниципального плана мероприятий («дорожная карта»), направленных на формирование и оценку функциональной грамотности обучающихся общеобразовательных организаций города Евпатории, на 2022-2023 учебный год”

Методические рекомендации

Методическое пособие для педагогов: “РАЗВИТИЕ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙГРАМОТНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ ОСНОВНОЙ ШКОЛЫ”

“УРОКИ ФОРМИРОВАНИЯ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ”

“ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ ГРАМОТНОСТЬ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ”

Функциональная грамотность на уроках русского языка: содержание обучения, типология упражнений и заданий

Система оценки глобальных компетенций

Формирование ФГ на уроках русского языка СПП с несколькими придаточными- пример урока
Демонстрационные материалы
 для оценки функциональной грамотности учащихся 5 и 7 классов по шести составляющим функциональной грамотности.

Материалы для формирования и оценки функциональной грамотности обучающихся

Список литературы по формированию функциональной грамотности
Сборник информационных материалов
Оценка функциональной грамотности (презентация)
Результаты PISA в 2018 (презентация)
Совершенствование российского образования (по результатам международных исследований качества общего образования PIRLS, TIMSS и PISA)
Примеры открытых заданий PISA (по читательской, математической, естественнонаучной, финансовой грамотности и заданий по совместному решению задач)
Образовательная платформа «Просвещение»
Тест «Цифровые компетенции педагога»
Материалы Института стратегии развития образования РАО
Читательская грамотность: понятие, приемы формирования (презентация)

Повышение квалификации по формированию функциональной грамотности (Интернет-ресурсы)

Крымский Республиканский Институт Постдипломного Педагогического Образования “Копилка Знаний”

ЯндексУчебник Марафон по функциональной грамотности
Интенсив ЯУчитель 3.0
Вебинары для педагогов по формированию функциональной грамотности
Формирование функциональной грамотности на уроках русского языка (вебинар)

Банк заданий

Банк заданий для формирования и оценки функциональной грамотности обучающихся основной школы (5-9 классы) представлен по шести направлениям: математическая грамотность, естественнонаучная грамотность, читательская грамотность, финансовая грамотность, глобальные компетенции и креативное мышление.

В материалах по каждому направлению функциональной грамотности содержатся файлы со списком открытых заданий, которые разработаны в ходе проекта, сами задания, характеристики заданий и система оценивания, а также методические комментарии к заданиям.


Открытые Задания PISA на сайте ФИОКО


Семинары по формированию функциональной грамотности у учащихся

Формирование функциональной грамотности Ознакомиться Посмотреть

Формирование функциональной грамотности школьников в контексте преподавания учебных предметов



Памятка “Осторожно мошенники”

ДОЛ-игра

 

ФинАтлон

ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ ГРАМОТНОСТЬ: ВЫЗОВЫ И ЭФФЕКТИВНЫЕ ПРАКТИКИ. КРЕАТИВНОЕ МЫШЛЕНИЕ

Памятка для учителей по формированию функциональной грамотности обучающихся

https://fg.resh.edu.ru/ – Российская электронная школа Функциональной грамотности (регистрация)

Инструктивные материалы по работе на платформе РЭШ

Памятка для учителей по ФГ

© 2016-2022 МБОУ "Гимназия им. И. Сельвинского" г. Евпатория