Религиозное воспитание православных гимназистов в XIX веке

В настоящее время в средних школах Российской Федерации преподаются по выбору два предмета: Основы религиозных культур и светской этики — ОРКСЭ и Основы духовно-нравственной культуры народов России — ОДНКР. Вокруг этих предметов идет спор. Нередко он сводится к тому, что внедрение в светской средней школе дисциплин, которые по своей сути носят религиозный характер, может повлечь за собой насильственное насаждение учения православной церкви.

В связи с этим опыт дореволюционной средней школы становится весьма актуальным, требует изучения и критического осмысления. Знакомство с этим опытом и есть цель моего исследования. 150-летняя история МБОУ «Гимназия им. И.Сельвинского» и других дореволюционных гимназий Крыма поможет нам в этом.

Первым предметом в учебном плане любого учебного заведения дореволюционной России для православных детей был «Закон Божий»: в приготовительном классе на его изучение выделялось, как правило, по 4 урока в неделю, а во всех остальных, с 1 по 8, то есть до последнего класса, по 2 часа.

Но есть различия. В Керченской женской гимназии в 1907 году на предмет «Закон Божий» отводилось 4,9% учебного времени, в Симферопольской частной мужской гимназии М. Волошенко в 1905-1906 учебном году – 5,8% , а в 1910-1911 – уже 9%, но в Ялтинской Александровской мужской гимназии – 10%. То есть, в разных учебных заведениях в разное время отводилось разное количество часов на этот предмет. В Евпаторийской мужской гимназии в 1915 году преподаватель Бощановский О. В. имел 24 недельных часа предмета, что составляло 6,7 % от всего учебного времени на все предметы гимназии.

Предмет «Закон Божий» контролировался на общих основаниях. В 1889 году, например, Преосвященнейший Мартиниан, епископ Таврический и Симферопольский, после посещения уездного и приходского училищ в Евпатории отправился в мужскую прогимназию. Он проверял у младших учеников знания Закона Божия и приказывал пропеть несколько молитв.

На основе классического гимназического образования у православных воспитанников формировалось христианское патриотическое сознание, что было важной задачей педагогического коллектива дореволюционной гимназии Евпатории. Не раз на педагогических советах обсуждался вопрос уклонения гимназистами от посещения церкви.

Учебный день преподавателей и гимназистов Евпаторийской мужской гимназии, как известно, начинался с общей молитвы. В октябре 1899 года обсуждался даже вопрос о вечернем и в предпраздничные дни богослужении в актовом зале. В дни великих православных церковных праздников гимназисты из православных семей не учились.

В 1903 году, в год преобразования прогимназии в гимназию, она имела такой состав учащихся: всего гимназистов – 158 человек. Из них городских жителей – 130, из уезда – 18, иногородних – 10.

Из общего количества гимназистов дети дворян и чиновников составляли 33, 5 %, почётных граждан и купцов I гильдии — 13, 9 %, детей мещан и купцов II гильдии, ремесленников – 39, 9 %, крестьян- -11, 4 %, духовенства – 1,3 %.

Православными были 51, 3 %, т.е. 81 гимназистов,

Римско-католики – 1,5 %, т. е. 3 гимназиста,

Лютеране – 2, 5 % — 4 гимназиста,

Магометане – 0, 6 % — 14 гимназистов,

Евреи – 10, 1 % — 16 гимназистов,

Караимы – 32, 3 % — 51 гимназист,

Армяно-григориане – 1, 3 % — 2 гимназист.

В школьной дореволюционной иерархии должностей сразу после руководителя гимназии идёт преподаватель Закона Божия как очень значительная фигура в учебном процессе. 14 июня 1876 года, к открытию мужской гимназии, были приняты на службу учителя, том числе законоучителем протоиерей Яков Опойченко, священник Николай Головин. С 1 декабря 1878 года здесь стал преподавать настоятель Евпаторийского собора Яков Яковлевич Чепурин, кандидат богословия, выпускник Киевской духовной академии, строитель величественного Свято-Николаевского собора. Позже преподавателями Закона Божия были Ф. Туровский, А. Юрьев, В. Соколов. Отец Сербинов – последний законоучитель в евпаторийских гимназиях.

Конечно, первая учебная книга – это учебники по «Закону Божию». Для ученической библиотеки гимназии выписывалась необходимая для учебного процесса духовная литература:

Достунос. Жития святых.

Коваленицкий. Свидетельство природы о Боге.

Петров И. Обличительное богословие.

Митрофан монах. Как живут наши умершие и как будем жить и мы по смерти.

Кремлевский. Нужна ли церковь христианину?

Фундаментальная библиотека содержала также духовные книги, например:

Никольский Вл. Вера в промысел Божий и её основания.

Керенский. Старокаталицизм, его история и внутреннее развитие преимущественно в вероисповедальном отношении.

Шилтов, проф. Мысли о Богочеловеке.

Хергозорский Ал. Обозрение пророческих кам Ветхого Завета.

Фаррар. Искатели Бога.

Из журналов выписывали «Вера и церковь», «Мир божий» и периодическое издание «Православный собеседник».

В сентябре 1899 года местным самоуправлением Евпатории рассматривался вопрос о строительстве для гимназистов мужской и женской гимназий домовой церкви. Вопрос решился положительно, потому, что 50 и выше процентов от общего состава учащихся разных вероисповеданий — это дети православных родителей. Сумму в 3 тысячи рублей по смете строительства гимназической церкви поровну внесли почётный попечитель караим Э.И. Дуван, гласный П. А. Бендебери и город.

Церковь, построенная в неорусском стиле, возрождавшем древнерусский храмовый стиль архитектуры на новом техническом уровне, вплотную примыкала к северному торцу актового зала. Ей дали имя святых Кирилла и Мефодия, а освятили в 1904 году. Здание домовой церкви — по документам — каменное, крыто оцинкованным железом. Его длина 24 аршина, ширина 16 аршин, колокольни особой нет. Престол один. Церковной утвари было достаточно. Штат только что появившейся домовой церкви состоял из одного священника – 38-летнего законоучителя мужской гимназии Василия Бощановского. Но город знал, что этот маленький храм появился «тщением почётного попечителя гимназии Порфирия Алексеевича Бендебери, директора гимназии Александровича Григорьевича Богдановича» и, конечно, отца Василия Бощановского. С 4 сентября 1904 года старостой гимназической церкви являлся П. А. Бендебери. Очень скоро в 1905 году открывшуюся церковь посетил преосвященный владыка. Но следует выделить также преданного делу воспитания юных евпаторийцев из православных семей Дмитрия Ивановича Высочина, учителя музыки Евпаторийской мужской гимназии. При храме под его руководством имелся ученический хор. Старостой Кирилло-Мефодиевской церкви позже был утверждён крестьянин Павел Евдокимович Шокарев. В 1916 году он даже был награждён серебряной медалью Станислава на ленте.

«В гимназическом храме обеспечивается торжественность богослужения, — с гордостью теперь писал в отчёте за 1905 год директор гимназии А. Г. Богданович. — Серьёзность и определённость требований в исполнении учениками религиозных обязанностей и постоянные заботы о благолепии храма оказывали самое благотворное влияние на религиозное развитие детей».

Изначально в просторном и строгом, с колоннами, актовом зале, где висели портреты императоров, чиновников Министра Народного Просвещения и Одесского Учебного Округа, находился ещё и киот с образом Спасителя. Здесь ежедневно происходила общая молитва перед началом уроков. На общей молитве обязательно присутствовали директор, исполняющий обязанности инспектора, помощники классных наставников, православные ученики, а также желающие из иноверцев и преподаватели, имеющие первый урок. Обычно в первый день учебного года, а также 7 января 1906 года совершались молитва, молящиеся и здание окроплялись Святой водой. На выпускных и переводных испытаниях только после прочтения молитвы гимназистам раздавались листки для письменной работы.

Гимназическая церковь имела даже собственные издания, и не только религиозного характера, например, ею было подготовлено издание с иллюстрациями «Целительная сила курорта Евпатория».

Обе гимназии Евпатории торжественно праздновали, например, 100-летие Отечественной войны 1812 года. Как это было?

— 4 октября – в городских храмах и, естественно, в Кирилло-Мефодиевской церкви гимназии в 12:00 состоялась панихида по Александру I и вождям. Законоучитель гимназии о. Бощановский перед паствой произнёс речь.

— 5 октября – проходил торжественный акт местных гимназий в городском театре, убранном портретами императора Александра I и его соратников, флагами и цветами. В нём участвовали педагоги, гимназисты, представители правительства и общественных организаций. Ученики получили в дар юбилейные издания. Готовясь к торжеству, педагоги накануне организовали экскурсии в места героической истории.

— 7 октября 1912 года – состоялся крестный ход от гимназии в Свято-Николаевский собор.

— 20 февраля 1913 года в евпаторийской гимназической церкви отслужили панихиду на память о почивших членах царствующего Дома Романовых и 21 февраля стоялось торжественное богослужение с молебствием в гимназической церкви, посвящённое 300-летию Дома Романовых. Так отмечали в гимназиях большие государственные праздники.

Значительно усилилась роль храма и его пастора во время I Мировой войны. 3 августа 1914 года, состоялся крестный ход на бульвар для участия в общенародном молении о даровании русскому воинству победы над врагом. Нужно подчеркнуть, что основную роль в этот период функционирования гимназий выполнял преподаватель Закона Божия, законоучитель протоиерей Василий Бощановский. О нём нужно сказать особо.

Отец Бощановский — личность яркая, связанная с историей этого учебного заведения длительное время, с 3 декабря 1898 года, когда он пришёл в прогимназию, и в самые драматичные часы её истории. Ровно через год после начала I Мировой войны протоиерей Василий Бощановский указом Таврической Духовной Консистории был назначен отправлять пасторские обязанности во вновь пришедшую в Евпаторию пешую 473 Екатеринославскую дружину и его торжественно, с любовью провожали обе гимназии. Горожане поднесли о. Бощановскому всё необходимое для богослужения в армии. Вслед за отцом в сентябре 1915 года на фронт ушёл сын Иван Бощановский, гимназист 7 класса Евпаторийской мужской гимназии. И вскоре, во второй половине 1916 года, протоиерей о. В. Бощановский ездил в действующую армию за телом убитого сына-офицера. В гимназию протоиерей не вернулся, так как остался на службе в армии. А в апреле 1920 года призывался в армию другой его сын, 17 летний Игорь.

Нам удалось найти биографический материал о законоучителе священнике Василии Бощановском (1872-1961 гг.). Сегодня мы знаем, что Василий Бощановский родился 1 марта 1872 года в селе Самбек Таганрогского округа Российской империи. Происходил из семьи духовенства, сын священника. В возрасте 15 лет он окончил Мариупольское духовное училище, а через 6 лет — Екатеринославскую духовную семинарию, затем в 1897 году успешно окончил ещё и Киевскую духовную академию. Как видим, о. Василий получил прекрасное богословское образование.

По окончании академии о. Бощановский встал на путь священнослужения. 29 августа 1897 г. был рукоположен в сан диакона, 30 августа 1897 г. — в сан иерея с назначением ключарем кафедрального Спасо-Преображенского собора в Житомире. 29 января 1899 г. приказом Попечителя Одесского Учебного Округа его назначили законоучителем в женскую и мужскую гимназии в Евпатории. Отец Василий Бощановский, как уже сказано, стал настоятелем домовой гимназической церкви Святых равноапостольных братьев Кирилла и Мефодия в Евпатории с 1904 по1916 г.

Когда началась I Мировая война, моральный дух евпаторийских гимназистов и педагогов активно поддерживала гимназическая церковь во главе с её настоятелем. 7 октября хозяйственный комитет гимназии постановил отчислять Таврическому Епархиальному комитету о раненых 6% из валовой доходности гимназической церкви. Когда в гимназии узнали о победах русских войск под Варшавой, после урока состоялась величественная манифестация. Гимназия в полном составе во главе с гимназической ротой под стягом, при оркестре, с портретом императора двинулись к собору. С его паперти законоучитель протоиерей В. Бощановский произнёс прочувствованное слово.

26 ноября 1916 года в День Георгиевского праздника в гимназии старались сделать богослужение и старательно торжественней, собирали денежные средства в пользу Георгиевских кавалеров и их семей. Учеников в этот день даже освободили от занятий, а настоятель гимназической церкви св. Кирилла и Мефодия Василий Бощановский сказал торжественное слово. В годы войны протоиерей Бощановский с кружкой Красного Креста собирал пожертвования в поддержку сирот — детей погибших воинов.

О. Василий советскую власть не принял, в 1920 году эмигрировал за границу. Как священнослужитель исполнял свои обязанности в Сербии, затем в Германии, наконец, в США.

Отец Василий — автор целого ряда трудов по нравственному и пастырскому богословию. Его статьи регулярно публиковались в журнале «Православная Русь».

За многолетнее служение Церкви и выдающиеся труды он был возведен в 1955 году в сан протопресвитера. Протопресвитер о. Василий скончался в Лейквуде (США) 22 апреля 1961 года и похоронен на местном кладбище.

 

ВЫВОД. Как мы видим, в дореволюционных гимназиях 19 века, осуществлялось серьезное религиозное воспитание гимназистов. Следует назвать имена ярких преподавателей Закона Божия: Якова Чепурина и Василия Бощановского. Этот предмет был очень важным в дореволюционной средней школе. Но и сегодня ребята и их родители добровольно ходят в храмы, участвуют в церковной жизни, учатся в воскресных школах, потому что человеку нужна ВЕРА.

Источники

  1. Никифорова Людмила. Гимназическая церковь /Евпаторийская здравница, 27 марта 2015 г., с. 12.
  2. Никифорова Л. Л. История гимназий (на правах рукописи).
  3. Становление и развитие гимназического образования в Крыму (XIX – начало XX века): монография/под общ. ред. А. В. Глузмана, Л. И. Редькиной, А. А. Шеляговой. – Симферополь: ИТ «АРИАЛ», 202. – 336 с.
  4. Сетевой материал.

Исследователь Юлия Пименова,

ученица 7-Б класса, 2021 г.

© 2016-2020 МБОУ "Гимназия им. И. Сельвинского" г.Евпатория