Математические науки в истории евпаторийских гимназий

В 19 веке главной задачей в просвещении народа было научить ученика читать, писать и считать на родном языке. То есть, сделать его грамотным. Поэтому в школах всех типов математика была одним из основных предметов. В дореволюционное время в учебных заведениях – начальных и средних – преподавались такие математические предметы, как арифметика, математика, алгебра, геометрия, тригонометрия. В Евпатории обеих гимназиях (мужской и женской), конечно, преподавалась математика.

ЦЕЛЬ моего исследования по теме «МАТЕМАТИЧЕСКИЕ НАУКИ В ИСТОРИИ ЕВПАТОРИЙСКИХ ГИМНАЗИЙ» такая: узнать, какое место занимали математические дисциплины в гимназии, кто их преподавал в нашей дореволюционной гимназии, как изучались эти предметы, по каким учебникам.

В архивах довольно мало информации о математике в дореволюционное время, но в ходе исследования преподавания математических наук в дореволюционной гимназии нам удалось собрать такие сведения.

Рассмотрим учебный план мужской гимназии на 1906-1907 учебный год. Он показывает следующее:

Предметы Классы
1 2 3 4 5 6 7 8 Итого
1 Закон Божий 2 2 2 2 2 2 2 2 16
2 Русский язык 5 5 4 4 3 5 4 4 34
3 Латинский язык 5 5 5 5 5 5 30
4 Греческий язык для желающих 5 3 4 12
5 Философская пропедевтика 2 2 4
6 Законоведение 1 2 3
7 Математика 4 4 4 4 5 4 3 4 32
8 Физика 3 4 3 10
9 История 2 2 2 3 4 3 2 2 20
10 География 2 2 2 2 2 10
11 Немецкий язык 5 3 3 3 3 3 3 2 25
12 Французский язык 6 3 4 3 3 3 3 25
13 Природоведение 2 2 2 6
14 Рисование 2 2 1 5
15 Чистописание 2 2
16 Гигиена 1 1 2
Итого 26 28 28 27 32 31 34 30 236

Как видим, в учебном плане за 1906-1907 учебный год больше всего часов в неделю уделялось на русский язык (34 часа) и на математику32 часа из 236. Значит, на математику использовалось 13,56% уроков. Благодаря этому, согласно годовому отчёту за 1900 года, «успехи» учащихся, т. е. усвоение материала по математике, – 70, 2 %. Но почти 30% гимназистов не усваивали трудный предмет. Почему? Обсуждая итоги 1 четверти 1911/ 1912 учебного года, педсовет Евпаторийской мужской гимназии назвал такие причины неуспешности:

– большое число инородцев, плохо владеющих русским языком,

– многолюдство класса,

– подбором в классе большого числа нерадивых учеников,

– трудность курса, малопонятного для начинающих,

– недостатки усвоения практики логарифмических исчислений.

Программу женской школы 2 разряда с трёхгодичным курсом обучения составляли такие дисциплины, из которой «выросла» женская прогимназия, включалась арифметика, изучались только 4 действия над простыми и именованными числами, а также простые и десятичные дроби. Женская гимназия имела, конечно, другой учебный план.

Учебный план 1903-1904 учебный год

Предметы Классы
Приг. 1 2 3 4 5 6 7 Итого
А) Научные предметы
1 Закон Божий 4 2 2 2 2 2 2 2 18
2 Русский язык 6 6 5 3 4 4 3 4 35
3 Математика 6 3 3 3 3 3 4 4 29
4 Физика 3 3 6
5 Космография 1 1
6 История 2 2 3 3 2 12
7 География 2 2 2 2 1 9
8 Естествен. история 2 2 4
9 Педагогика 2 2
10 Франц.язык 2 5 5 4 3 4 3 2 28
Итого 18 18 17 16 18 18 18 21 144

Математики в женской гимназии было чуть больше 20% от общего количества учебных уроков, значит, больше, чем в мужской.

Вот как выглядел коллектив женской прогимназии в составе 10 человек на начало 1882-1883 учебного года.

Председателем педагогического совета женской прогимназии, одновременно руководителем мужской прогимназии являлся инспектор И.Я. Сиг, начальницей – А.И. Казначеева. В состав педагогического коллектива входили следующие учителя, преподающие такие предметы:

Закон Божий – протоиерей Яков Чепурин,

Математику и естественную историю – И.А. Пузанов,

Географию и математику – В.И. Любенский,

Чистописание, позже рисование – Д.А. Архипов;

Преподавательницы:

Французский язык – М.Е. Пузанова,

География – А.О. Падалко,

Приготовительный класс – М.Г. Брюховская и О.Д. Лихошерстова,

Русский язык и история – М.А. Оболонская (секретарь п\с),

Музыка и рукоделие – А.Г. Белярская,

Надзирательница – О.Н. Битнер.

По каким учебникам работали учителя и гимназисты? Исследованные документы показали, что в 1903/04 учебном году в учебном процессе использовались такие учебники по математическим предметам:

– Математика. Сорокин. Сборник геометрических задач с применением тригонометрии. Изд. 4-е, Киев, 1894 г.

– Геометрия. Лик Д. и Муромцев А. Геометрические задачи. Часть I. Изд. 6-е. М. 1900 г. То же, часть II, изд. 5-е, 1902 г.

– Руководство по арифметике и Руководство по геометрии для гимназии автора Ф. Буссе. – Арифметические задачи Томаса. Алгебраические задачи» Больмана. Начальная алгебра А. Давидова. Дистервега по геометрии и Лёве, Михайлова – по арифметике.

В учебном процессе дореволюционных гимназий большую роль играли испытания, то есть экзамены. Они проводились ежегодно в обязательном порядке по всем основным предметам. В Государственном архиве Крыма сохранены протоколы гимназических испытаний в нашей гимназии, которые свидетельствуют, что экзамены были очень ответственным учебным периодом, особенно в выпускных классах. Ход испытаний был такой: испытуемые читали вначале экзамена молитву, затем им доводили до сведения 6 параграф Правил об испытаниях. Представлялась комиссия. В протоколе фиксировалось поминутно, кто и когда выходил из зала, где проходит испытание, когда сдал работу.

Так, в 1906 году 3 мая 1906 года состоялся второй письменный экзамен – по геометрии. Он начался также в 9:15. 4 мая,на следующий день, выпускники сдавали письменно алгебру. Потом 5 мая было ещё испытание по арифметике.

Оценка «удовлетворительно» в экзаменационных документах была самой распространённой. Архивные документы показывают, что требования к знаниям гимназистов были очень высокие. Например, поитогам 1914-1915 учебного года из 399 учеников Евпаторийской мужской гимназии 141 учащийся за всё время обучения оставались на второй год, то есть 35, 3% были второгодниками. 106 гимназистов из общего количества (399 человек) оставались на второй год учения один раз, 26 гимназистов – дважды и 9 человек были оставлены три раза.

Строго контролировалось и преподавание учителей. Так, ревизия Евпаторийской мужской гимназии в 1904 году инспектором действительным статским советником Н. И. Коржинским обнаружила «дефекты» в преподавании математики: невыполнение программы и слабые познания учеников старших классов. Педсовет гимназии в октябре 1905 года вновь отметил отставание по этому предмету. Письменные работы, исполненные гимназистами на испытаниях на аттестат зрелости за 1905-1906 учебный год, подвергались проверке профессором Клименко.

Сохранились сведения о том, куда планировали поступать выпускники 1905-1906 учебного года Евпаторийской мужской гимназии. Студентами Томского технического института, Николаевского инженерного военного училища, Новороссийский университет юридического факультета – 4 человека, медицинского – 7 человек, математического – 3 человека, филологического – 1 человек), а ещё в Московский Лазаревский институт восточных языков намеревались они стоть. Мишуэль Масарский – в Харьковский университет на математический факультет.

Рассмотрим, какие преподаватели служили в Евпаторийской мужской гимназии и готовили их к выпуску.

В самом первом архивном деле в Государственном архиве Крыма (546, 1, 1, «Опись делам канцелярии Евпаторийской прогимназии») к открытию мужской прогимназии, зафиксирован учитель математики Казимир Пучинский, первый зачисленный в учебное заведение. До начала 1880-х годов сформировались самые стабильные, преданные делу высоко квалифицированные педагогические кадры, среди них преподаватель математики Виктор Любенский. Позже был принят учителем математики Илья Пузанов,впоследствии статский советник, учитель математики, имевший звание «Заслуженный преподаватель». И. Пузанов по итогам 1899/1900 учебного года представлялся к награждению орденом Св. Станислава 2 степени.

Больше фактов мы имеем о легендарном учителе Иванове Иване Ивановиче. Согласно его прошению от 20 января 1909 года, Попечитель Одесского учебного округа назначилего преподавателем арифметики, алгебры, тригонометрии и геометрии в Евпаторийскую гимназию.

Иванов Иван Иванович – родился 26 сентября 1882 года в семье учителя арифметики и географии Павловского духовного училища надворного советника города Павловска Воронежской губернии.Он православный. Закончил сначала курс Павловского духовного училища, а в 1897 году поступил в Воронежскую духовную семинарию, обучался здесь до июня 1903 года. Но в сентябре 1903 года был зачислен студентом физико-математического факультета Юрьевского (Тартуского) университета. Уже в 1906 году у него возникают проблемы с уплатой за учение, грозило отчисление из университета. Но Иван Иванов пишет прошениях ректору университета и просит назначитьему пособия и в 1907 и в 1908 годах.И как отличный студент получает необходимое пособие на учёбу в лучшем российском университете. Так что 22 декабря 1908 года, выдержав окончательное испытание по математическому отделению физико-математического факультета, студент Иванов Иван был удостоен степени кандидата физико-математических наук, с предоставлением ему всех прав и преимуществ, которые существовали в Российской империи. Согласно характеристике университета, «бывший студент Иван Иванович Иванов … был поведения отличного». Очевидно, поэтому его не отчисляли из университета за «невзнос платы». В январе 1909 года его запрашивали преподавать в гимназии Оренбургского учебного округа. Однако, по прошению самого выпускника Тартуского университета от 20 января 1909 года, Попечитель Одесскогоучебного округа назначил И. И. Иванова преподавателем арифметики, алгебры, тригонометрии и геометрии в Евпаторийскую гимназию. Архивные документы свидетельствуют, что накануне войны в 1940 году он – мастер педагогического труда, руководит секцией математики в Евпаторийской средней школе № 1 (бывшая мужская гимназия). Газета «Челябинский рабочий» от 4 сентября 1940 года писала, что И. И. Иванов сразу после университета попал в Евпаторию и 31 год обучает школьников.

«Математику нам долгое время преподавал Иван Иванович Иванов, – вспоминал выпускник Евпаторийской мужской гимназии, одноклассник И. Сельвинского эстонец Оттомар Лааман. – Иван Иванович был невысокого роста, суховатый, по какой-то причине он носил корсет и очень узкие брюки. Его преподавание было суховато». В воспоминаниях КЕФЕЛИ Фёдора Семёновича, выпускника I образцовой школы 1927 года Иван Иванович Иванов – «король математики», вечный холостяк.

Из архивных документов известно, что Иван Иванович проживал к 1920 году на Мойнакском проспекте в доме Власака. В воспоминаниях его выпускников сохранилось школьное прозвище учителя – ИВАН В Кубе. Он зафиксирован на школьных фотографиях разных лет и в воспоминаниях его учеников. Они говорят, что учителя расстреляли фашисты за сочувствие партизанам. Подтвердить это документами, к сожалению, не удалось.

ВЫВОД: исследовав материал по названной теме, можно говорить, что математическим наукам в гимназии уделялось достаточно внимания, преподаватели были специалистами высокой квалификации. Выпускники поступали в высшие учебные заведения, требующие глубоких математических знаний. В истории нашей гимназии сохранилось много имен великих учителей математики, среди которых трагическая история жизни учителя математики Ивана Ивановича Иванова.

Источники

  1. Никифорова Л. Л.. История евпаторийской мужской и женской гимназий / На правах рукописи.
  2. -Никифорова Л. Л. “Это у моря над ветром тугим жужжала наша гимназия” – Вестник Крымских чтений И. Л. Сельвинского: Илья Сельвинский и этническое многообразие поэзии XX-XXI веков; Вып. 13: сб. науч. ст. / гл. ред. С. О. Курьянов, сост. Л. И. Дайнеко. – Белгород: КОНСТАНТА; Симферополь, 2017. – 328 с. С. 5-25.
  3. Сад детства: письма, статьи, очерки (часть 2) автор идеи и сост. И. М. Слепкан (Шевчук) – ЧП Гладков А.С.
  4. Становление и развитие гимназического образования в Крыму (XIX – начало XX века): монография/под общ. ред. А. В. Глузмана, Л. И. Редькиной, А. А. Шеляговой. – Симферополь: ИТ «АРИАЛ», 202. – 336 с.
  1. Штейн В. Краткая историческая записка об Евпаторийском Уездном Училище (1852-1887) //А. Дьяконов. Общий очерк состояния народных училищ Таврической губернии за 1887 год. Бердянск: тип. Э. Килиус и К, 1888. – 176 с. (фонд библиотеки «Таврика», Симферополь). Л. 133.

Исследователь Рауль Рядинский,

8-Б класс, 2021 г.

 

Дополним наш материал следующей иллюстрацией жизни гимназии.

ЗАДАЧА

Весной 1904 года в Евпаторийской мужской гимназии на испытаниях для получения звания «учитель начальных народных училищ» предлагалась следующая задача.

Два брата получили в наследство некоторый капитал, и когда они его разделили между собой, то старшему досталось 0, 41 денег от суммы, доставшихся младшему. Старший свою часть денег отдал в банк под 4%.

Через 1 год и 8 месяцев она превратилась вместе с процентами в 9920 рублей. Младший же брат употребил наследство на покупку прямоугольной полосы земли, имеющую длину 2 целых ½ версты и в ширину 0, 47 версты. Сколько рублей младший платил за десятину земли?

Выписка из протокола педагогического совета мужской гимназии от 19 апреля 1904 года.

© 2016-2022 МБОУ "Гимназия им. И. Сельвинского" г. Евпатория