Рекомендации родителям в период адаптации

Рекомендации родителям в период адаптации:

  • Обязательно проявляйте интерес к школе, классу, в котором учится ваш ребенок, к каждому прожитому им школьному дню.
  • Неформальное общение со своим ребенком после прошедшего школьного дня.
  • Обязательно познакомьтесь с его одноклассниками
  • Позволяйте общаться с ребятами после школы.
  • Не допускайте физических мер воздействия, запугивания, критики в адрес ребенка, особенно в присутствии других людей (бабушек, дедушек, сверстников).
  • Исключите такие меры наказания, как лишение удовольствий, физические и психические наказания.
  • Поощряйте ребенка не только за учебные успехи. Морально стимулируйте достижения ребенка.

 

Правила общения с ребенком:

  • Выражайте недовольство отдельными действиями, но не личностью.
  • Осуждайте действия, но не его чувства, какими бы нежелательными или «неположительными» они ни были.
  • Позволяйте ребенку сталкиваться с отрицательными последствиями его действий или бездействий. Только тогда он будет «ВЗРОСЛЕТЬ», становится сознательным.
  • Если ребенку трудно, и он готов принять Вашу помощь, обязательно помогите ему, но не полностью, а частично: большую часть предоставьте делать самому.
  • Соизмеряйте собственные ожидания с возможностями ребенка.
  • Постепенно снимайте с себя ответственность за личные дела ребенка: пусть он чувствует себя ответственным за их выполнение.
  • Уважайте других детей. Помните: если Ваш ребенок – личность, то другой – такая же личность.
  • О своих чувствах говорите ребенку от первого лица, сообщайте ему о своих переживаниях, а не о нем, его поведении.
  • Конечно, обязательно надо контролировать ребенка, особенно в первые 1-2 месяца обучения в средней школе. Но все же ни в коем случае не смешивать понятия “хороший ученик” и “хороший человек”, не оценивать личные достижения подростка лишь достижениями в учебе.
  • Если у ребенка возникли проблемы с успеваемостью и ему сложно поддерживать ее на привычном уровне, попробуйте дать ему возможность в этот период проявить себя в чем-то другом. В чем-то таком, чем он мог бы гордиться перед друзьями. Сильная зацикленность на учебных проблемах, провоцирование скандалов, связанный с “двойками” в большинстве случаев приводит к отчуждению подростка и лишь ухудшает ваши взаимоотношения.
  • Любые переходные периоды в жизни человека всегда связаны с проблемами. Переход учеников из начальной школы — это сложный и ответственный период; от того, как пройдет процесс адаптации, зависит вся дальнейшая школьная жизнь ребенка. Наша задача — разобраться в том, что происходит сейчас с детьми, что их волнует и беспокоит, с какими проблемами они сталкиваются, и определить, какую реальную помощь мы можем оказать ребятам.
  • Подростковый возраст (10—15 лет) — период бурного роста и развития организма. Границы подросткового периода совпадают с обучением в V—IX классах школы.
  • Проблема для детей: в 5-м классе дети переходят к новой системе обучения: «классный руководитель – учителя-предметники», уроки проходят в разных кабинетах. Нет группы продлённого дня, где дети совместно выполняли домашнюю работу, разбирали трудные задания, всегда можно было обратиться за помощью к одноклассникам и учителю.
  • Большинство детей переживают это событие как важнейший шаг в своей жизни. Некоторые гордятся тем, что повзрослели, другие мечтают начать «новую жизнь».
  • Адаптация в 5 классе во многом сходна с адаптацией в 1-м классе.
  • Что вызывает стресс у пятиклассников? Резкие изменения условий обучения, нарушение привычной стабильности, боязнь нового и пока неизвестного, разнообразные и усложненные требования, предъявляемые пятиклассникам, даже смена статуса «старшего» в начальной школе на «самого младшего» в среднем звене – всё это является довольно серьёзным испытанием.
  • В пятом классе многие дети ощущают одиночество, так как любимой первой учительницы нет рядом, а классному руководителю часто не хватает времени уделять им внимание в той же мере. А другие «шалеют» от свободы и носятся по всей школе, задирая даже старшеклассников. Отсюда – неуправляемость одних и «прилипчивость» к классному руководителю, плач, капризы, посещение первого класса с любимой учительницей – других.
  • Коротко основное содержание подросткового периода определяется как переход от детства к взрослости. Начало перестройки организма. Происходит интенсивный рост тела. Наблюдается возрастное несоответствие в развитии сердечно-сосудистой системы. Это приводит к временным функциональным расстройствам кровообращения, проявляющимся в головокружении, головных болях, сравнительно быстрой утомляемости.
  • Идет половое созревание. Наиболее интенсивны эти процессы у девочек в 11 —13 лет, у мальчиков — в 13—15 лет. Вследствие неравномерного физического развития всего организма, и в частности нервной системы, у подростков наблюдается повышенная возбудимость, раздражительность, вспыльчивость. Эти особенности физического развития подростка должны иметь в виду и педагоги, и родители.
  • Однако относить трудности развития подростков только за счет полового созревания не следует. Изменить “природу” мы не можем, но создать условия для бесконфликтного перехода от детства к взрослости, приложив к тому максимум усилий, можем.
  • В 5-м классе ко всем проблемам подросткового возраста добавляется проблема адаптации к новым условиям обучения. Под адаптацией принято понимать — в широком смысле — приспособление к окружающим условиям. Адаптация имеет два спектра — биологический и психологический. Мы ведем речь именно о психологической адаптации учащихся-так как им в настоящий период необходимо приспособиться к новым условиям школьной действительности, начиная от внешних (кабинетная система), и заканчивая внутренними (установление контактов с разными учителями, усвоение новых предметов).
  • Надо заметить, что с понятием “адаптация” тесно связано понятие “готовность к обучению в средней школе”. Не все учащиеся начальной школы подготовлены к переходу в среднюю одинаково. Можно выделить следующие составляющие понятия “готовность к обучению в средней школе”:
  • Сформированность основных компонентов учебной деятельности, успешное усвоение программного материала.
  • Умение самостоятельно работать, осмысливать материал.
  • Качественно иной, более “взрослый” тип взаимоотношений с учителями и одноклассниками.
  • Большинство проблем, трудностей адаптации вызвано двумя группами причин: недостатками в обучении школьников и нарушениями характера их общения со значимыми людьми.
  • Переход ученика из начальной школы в среднюю совпадает со своеобразным концом детства — стабильным периодом развития в жизни ребенка. Одни пятиклассники гордятся тем, что повзрослели, и быстро втягиваются в учебный процесс, а другие переживают изменения в школьной жизни, и адаптация у них затягивается. В такой период дети нередко меняются — тревожатся без явных на то причин, становятся робкими или, наоборот, развязными, слишком суетятся. Как результат — у ребят снижается работоспособность, они становятся забывчивыми, неорганизованными, иногда у детей ухудшаются сон и аппетит.

 

 

 

Ссылки на статьи, об адаптации пятиклассников, которые можно изучить самостоятельно

 

https://multiurok.ru/files/trudnosti-adaptatsionnogo-perioda-v-5-klasse-i-p-2.html?ysclid=llunft8mvp237663914

https://nsportal.ru/shkola/raznoe/library/2020/02/18/adaptatsiya-5-ti-klassnikov

https://mel.fm/vospitaniye/eksperty/5329107-fifth_grader?ysclid=lm7o51yrzj533992938

 

© 2016-2022 МБОУ "Гимназия им. И. Сельвинского" г. Евпатория