МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО от 18 января 2016 г. № 07-149
О НАПРАВЛЕНИИ МЕТОДИЧЕСКИХ РЕКОМЕНДАЦИЙ
ПРО ПРОФИЛАКТИКЕ СУИЦИДА
ПРИЗНАКИ, СВИДЕТЕЛЬСТВУЮЩИЕ О СУИЦИДАЛЬНОЙ УГРОЗЕ
Поведенческие | Словесные | Эмоциональные |
Любые внезапные изменения в поведении и настроении, особенно, отдаляющие от близких людей | Уверения в беспомощности и зависимости от других | Амбивалентность (двойственность) переживаний (“люблю-ненавижу”) |
Склонность к опрометчивым и безрассудным поступкам | Прощание | Беспомощность, безнадежность |
Чрезмерное употребление алкоголя или таблеток | Разговоры или шутки о желании умереть | Переживание горя |
Посещение врача без очевидной необходимости | Сообщение о конкретном плане суицида | Признаки депрессии |
Расставание с дорогими вещами или деньгами | Двойственная оценка значимых событий | Вина или ощущение неудачи, поражения |
Приобретение средств совершения суицида | Медленная, маловыразительная речь | Чрезмерные опасения или страхи |
Подведение итогов, приведение дел в порядок, приготовления к уходу | Высказывания самообвинения | Чувство собственной малозначимости |
Пренебрежение внешним видом | Рассеянность или растерянность |
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО от 18 января 2016 г. № 07-149
О НАПРАВЛЕНИИ МЕТОДИЧЕСКИХ РЕКОМЕНДАЦИЙ
ПРО ПРОФИЛАКТИКЕ СУИЦИДА
ПРИЗНАКИ ДЕПРЕССИИ У ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ
Дети | Подростки |
Печальное настроение | Печальное настроение |
Потеря свойственной детям энергии | Чувство скуки |
Нарушения сна, соматические жалобы | Чувство усталости |
Изменение аппетита или веса | Нарушения сна, соматические жалобы |
Ухудшение успеваемости | Неусидчивость, беспокойство |
Снижение интереса к обучению | Фиксация внимания на мелочах |
Страх неудачи, чувство неполноценности | Чрезмерная эмоциональность |
Самообман – негативная самооценка | Замкнутость |
Чувство “заслуженного отвержения” | Рассеянность внимания |
Заметное снижение настроения при малейших неудачах | Агрессивное поведение |
Чрезмерная самокритичность | Непослушание, склонность к бунту |
Сниженная социализация | Злоупотребление алкоголем или наркотиками |
Агрессивное поведение | Прогулы в школе, колледже, плохая успеваемость |