Как уберечь детей от вредного воздействия криминальных субкультур: направления «Скулшутинг», «Ультрас», «Анархизм»

Скулшутинг – это вооружённое нападение учащегося или стороннего человека на школьников внутри учебного заведения. Несмотря на то, что в России об этом явлении заговорили совсем недавно, за рубежом случаи стрельбы в школах известны с начала XX века. С тех пор можно проследить чёткую тенденцию: подобные случаи получили распространение по всему миру.

Причины, по которым дети совершают скулшутинг:

  • 1. Отсутствие внимания со стороны родителей.
  • 2. Желание быть замеченными.
  • 3. Ссоры с членами семьи.
  • 4. Трудности ребёнка в общении со сверстниками, конфликты с ними и педагогами.
  • 5. Буллинг (травля) – агрессивное преследование одного из членов коллектива (особенно коллектива школьников) со стороны других членов коллектива или его части.
  • 6. Смерть родственников и/или друзей.
  • 7. Доступ к огнестрельному и холодному оружию в доме.
  • 8. Интерес ребёнка к компьютерным играм, в которых присутствуют сцены насилия, а также доступ к сайтам и группам в сети Интернет, пропагандирующим идеологию скулшутинга.
  • 9. Депрессивное состояние.
  • 10. Внушаемость и ведомость ребенка.
  • 11. Психические отклонения у ребенка.

На что родителям следует обратить внимание

  • Интерес к материалам, содержащим описание различных форм насилия.
  • Сбор плакатов с изображениями «стрелков», книг и фильмов, посвящённых оружию, регулярные посещения оружейных веб-сайтов, опыт обращения с огнестрельным оружием.
  • Создание веб-станицы, на которой обсуждаются случаи расстрелов, размещаются видео со стрельбой, песни с агрессивным содержанием (типа «Вся жизнь – это война, и вся жизнь – это боль, и ты будешь один вести свою личную войну»).
  • Прямые свидетельства или намеки на насильственные фантазии и планы. Проявление подростком агрессии.
  • Подросток, планирующий нападение на своих сверстников, как правило, в сети Интернет, поддерживает общение с другими последователями идеологии «скулшутинга».

Что делать?

  1. Контролировать социальные сети ребёнка, круг общения, его интересы.
  2. Обращать пристальное внимание на символику, сленг, окружение, увлечения и проблемы детей.
  3. Уделять больше внимания его проблемам и взаимоотношениям со сверстниками. 4. Тесно взаимодействуйте с педагогами ребёнка, чтобы знать о его проблемах.
  4. При необходимости (в случае замкнутости ребенка, резкого изменения его поведения и проявлений агрессивности обратиться за помощью к классному руководителю, специалисту (педагогу-психологу, психотерапевту).
  5. Организовать досуг подростка во внеучебное время (посещение кружков и секций);
  6. Учить ребёнка общению с людьми вне Интернета.
  7. Не хранить огнестрельное и холодное оружие в доступных местах.

Самое важное – контакт со своим ребёнком. Когда ребёнок достигает подросткового возраста, уже поздно начинать его устанавливать: это нужно делать намного раньше – с рождения. В подростковом возрасте родитель должен стать для ребёнка другом, с которым можно поделиться своими переживаниями и не бояться быть отвергнутым. Именно чувство отверженности собственными родители может толкнуть тинейджера на такой страшный шаг, как стрельба в школе.

У́льтрас (футбольный ультрас) — это организованная группа из фанатов для поддержки своего футбольного клуба. Само слово «ультрас» в своём коренном значении обозначает нечто преувеличенное, даже крайнее. В какой-то степени это можно отнести и к группировкам футбольных болельщиков.     

Болеют они очень эмоционально и часто агрессивно. Футбольные ультрас имеют свою атрибутику, правила поведения, ярко выраженных лидеров и даже боевые отряды на случай конфликтов с другими фанатами.

 Кроме этого, нужно понимать, что любое движение ультрас, не только футбольное, является выражением протеста. Футбольные активные фанаты протестуют против заорганизованности поведения на стадионе, сдерживания эмоций и отстаивают своё право на вывешивание тематических баннеров, которые, правда, не всегда выверены этически. Футбольные ультрас органично вписываются и в другие массовые протестные акции, например, политического характера. Их нередко можно встретить на митингах и демонстрациях.

Анархи́зм – общее наименование ряда систем взглядов, основывающихся на человеческой свободе и отрицающих необходимость принудительного управления и власти человека над человеком.

Анархисты выступают за самоуправление, то есть за систему независимых собраний граждан, самостоятельно управляющих своей жизнью и трудом на рабочем месте, в районе проживания и т. д. Анархистское общество представляет собой добровольную конфедерацию таких собраний.

Анархисты отрицают полезность подавления одних людей другими и привилегии одних участников общественного процесса по отношению к другим, предлагая заменить любые механизмы государственного принуждения свободным сотрудничеством индивидов. По мнению анархистов, общественные отношения должны основываться на личной заинтересованности, добровольном согласии и ответственности каждого участника.

Отношения анархистов к ликвидации принудительных видов власти могут разниться в зависимости от конкретных течений анархизма. В качестве таковых анархистами некоторых направлений может рассматриваться не только политическое принуждение, но и отношения найма, брачные отношения или животноводство. Другие виды анархистов в свою очередь выступают только против государственного принуждения.

Мотивами вступления в криминальную субкультуру являются наличие возможностей для самоутверждения и компенсации неудачного жизненного опыта; рискованность криминального образа жизни, наличие экстремальных ситуаций; отсутствием моральных ограничений; ощущение собственной значимости за счет причисления себя к закрытому круг лиц (тайна, интрига); компенсация состояния возрастного одиночества, переживаемого несовершеннолетним; возможность реализоваться в социуме, противопоставляя себя «несправедливому обществу».

Важно помнить, что попадание подростка под влияние криминальной субкультуры легче предупредить, чем впоследствии бороться с этой проблемой.

Несколько простых правил помогут существенно снизить риск попадания ребенка под влияние пропаганды идеологов криминальных субкультур:

  1. Поощряйте в подростке независимость и ответственность;
  2. Открыто обсуждайте семейные и внутренние проблемы детей;
  3. Обязательно содействуйте преодолению препятствий;
  4. Научите ребёнка относится с подозрением к посторонним лицам, которые пытаются с ним заговорить, сделать подарок или прокатить на машине, постарайтесь избегать ситуации, когда он может остаться с данным лицом наедине;
  5. Разговаривайте с ребенком. О событиях прошедшего дня, будьте в курсе пережитых им моментов, серьёзно воспринимайте разговоры о встревоживших ребёнка обстоятельств, в том числе о фактах применения насилия; Вы должны знать с кем он общается, как проводит время и что его волнует. Обсуждайте политическую, социальную и экономическую обстановку в мире, межэтнические отношения. Подростку трудно разобраться в хитросплетениях мирового социума и экстремистские группы зачастую пользуются этим, трактуя определенные события в пользу своей идеологии.
  6. Обеспечьте досуг ребенка. Спортивные секции, кружки по интересам, общественные организации, военно-патриотические клубы дадут возможность для самореализации и самовыражения подростка, значительно расширят круг общения. 
  7. Контролируйте информацию, которую получает ребенок. Обращайте внимание, какие передачи смотрит, какие книги читает, на каких сайтах бывает. СМИ является мощным орудием в пропаганде экстремистов.
  8. Родители должны помнить о необходимости общения с учителем ребёнка по поводу того, как ребёнок себя ведёт и как он общается с другими детьми.

Если вы подозреваете, что ваш ребенок попал под влияние криминальной субкультуры, не паникуйте, но действуйте быстро и решительно:

  1. Не осуждайте категорически увлечение подростка, идеологию группы – такая манера точно натолкнется на протест. Попытайтесь выяснить причину изменения настроения, аккуратно обсудите, зачем ему это нужно. 
  2. Начните «контрпропаганду». Основой «контрпропаганды» должен стать тезис, что человек сможет гораздо больше сделать для переустройства мира, если он будет учиться дальше и как можно лучше, став, таким образом, профессионалом и авторитетом в обществе, за которым пойдут и к которому прислушаются. Приводите больше примеров из истории и личной жизни о событиях, когда люди разных национальностей и рас вместе добивались определенных целей. Обязательным условием такого общения должны быть мягкость и ненавязчивость. 
  3. Ограничьте общение подростка со знакомыми, оказывающими на него негативное влияние, попытайтесь изолировать от лидера группы. 
  4. Обратитесь за психологической поддержкой по общероссийскому телефону доверия: 8-800-200-0122 (бесплатно с любого телефона, экстренная психологическая помощь несовершеннолетним и их родителям).

Любите своих детей, будьте к ним внимательны и принимайте их такими, какие они есть!

Памятка родителям по профилактике суицида

Суицид – намеренное, умышленное лишение себя жизни, может иметь место, если проблема остается актуальной и нерешенной в течение нескольких месяцев и при этом ребенок ни с кем из своего окружения не делится личными переживаниями.

Суицидологи и психологи, выбирая три «наиболее важные причины», вызывающие подростковые суициды, в качестве основной выделили:

  • семейную обстановку и отношения с родителями (развод родителей и потеря одного из родителей, давление со стороны родителей);
  • взаимоотношения со сверстниками (давление со стороны сверстников, недостаток общения);
  • опасные группы в социальных сетях и интернете;
  • несчастная любовь,
  • низкая самооценка (может быть в связи физической непривлекательностью);
  • отсутствие личных перспектив
  • проблемы в учебе;
  • тотальный контроль со стороны родителей

Будьте бдительны! Суждение, что люди, решившиеся на суицид, никому не говорят о своих намерениях, неверно.

Большинство людей в той или иной форме предупреждают окружающих. А дети вообще не умеют скрывать своих планов. Разговоры вроде «никто и не мог предположить» означают лишь то, что окружающие не приняли или не поняли посылаемых сигналов.

Ребенок может прямо говорить о суициде, может рассуждать о бессмысленности жизни, что без него в этом мире будет лучше. Должны насторожить фразы типа «все надоело», «ненавижу всех и себя», «пора положить всему конец», «когда все это кончится», «так жить невозможно», вопросы «а что бы ты делал, если бы меня не стало?», рассуждения о похоронах. Тревожным сигналом является попытка раздать все долги, помириться с врагами, раздарить свои вещи, особенно с упоминанием о том, что они ему не понадобятся.

Кроме перечисленных, выделяются еще несколько признаков готовности ребенка к суициду, и при появлении 1-2 из которых следует обратить особое внимание:

  • утрата интереса к любимым занятиям, снижение активности, апатия, безволие;
  • пренебрежение собственным видом, неряшливость;
  • появление тяги к уединению, отдаление от близких людей;
  • резкие перепады настроения, неадекватная реакция на слова, беспричинные слезы, медленная и маловыразительная речь;
  • внезапное снижение успеваемости и рассеянность;
  • плохое поведение в школе, прогулы, нарушения дисциплины;
  • склонность к риску и неоправданным и опрометчивым поступкам;
  • проблемы со здоровьем: потеря аппетита, плохое самочувствие, бессонница, кошмары во сне;
  • безразличное расставание с вещами или деньгами, раздаривание их;
  • стремление привести дела в порядок, подвести итоги, просить прощение за все, что   было;
  • самообвинения или наоборот – признание в зависимости от других;
  • шутки и иронические высказывания либо философские размышления на тему смерти.

Что делать? Как помочь?

Если вы заметили у ребенка суицидальные наклонности, постарайтесь поговорить с ним по душам. Только не задавайте вопроса о суициде внезапно, если человек сам не затрагивает эту тему. Попытайтесь выяснить, что его волнует, не чувствует ли он себя одиноким, несчастным, загнанным в ловушку, никому не нужным или должником, кто его друзья и чем он увлечен. Можно попытаться найти выход из сложившейся ситуации, но чаще всего ребенку достаточно просто выговориться, снять накопившееся напряжение, и его готовность к суициду снижается. Всегда следует уяснить «Какая причина» и «Какова цель» совершаемого ребенком действия. Не бойтесь обращаться к специалистам-психологам.

Обращение к психологу не означает постановки на учет и клейма психической неполноценности.

Большинство людей покушающихся на свою жизнь – психически здоровые люди, личности, творчески одаренные, просто оказавшиеся в сложной ситуации.

Спасти ребенка от одиночества можно только любовью!

Если замечена склонность несовершеннолетнего к суициду, следующие советы помогут изменить ситуацию.

Важно соблюдать следующие правила:

  • будьте уверены, что вы в состоянии помочь;
  • будьте терпеливы;
  • не старайтесь шокировать или угрожать человеку, говоря «Пойди и сделай это»;
  • не анализируйте его поведенческие мотивы, говоря: «Ты так чувствуешь себя, потому, что…»; – не спорьте и не старайтесь образумить подростка, говоря: «Ты не можешь убить себя, потому что…;
  • делайте все от вас зависящее.

И, конечно же, обращайтесь к специалистам за помощью!

Уважаемые родители, любите своих детей и чаще говорите им об этом, уделяйте им каждую свободную минуту, интересуйтесь их делами, учите преодолевать трудности, убедите в том, что любая черная полоса обязательно сменится белой.

Удачи вам на этом пути!

© 2016-2022 МБОУ "Гимназия им. И. Сельвинского" г. Евпатория