Скулшутинг – это вооружённое нападение учащегося или стороннего человека на школьников внутри учебного заведения. Несмотря на то, что в России об этом явлении заговорили совсем недавно, за рубежом случаи стрельбы в школах известны с начала XX века. С тех пор можно проследить чёткую тенденцию: подобные случаи получили распространение по всему миру.
Причины, по которым дети совершают скулшутинг:
- 1. Отсутствие внимания со стороны родителей.
- 2. Желание быть замеченными.
- 3. Ссоры с членами семьи.
- 4. Трудности ребёнка в общении со сверстниками, конфликты с ними и педагогами.
- 5. Буллинг (травля) – агрессивное преследование одного из членов коллектива (особенно коллектива школьников) со стороны других членов коллектива или его части.
- 6. Смерть родственников и/или друзей.
- 7. Доступ к огнестрельному и холодному оружию в доме.
- 8. Интерес ребёнка к компьютерным играм, в которых присутствуют сцены насилия, а также доступ к сайтам и группам в сети Интернет, пропагандирующим идеологию скулшутинга.
- 9. Депрессивное состояние.
- 10. Внушаемость и ведомость ребенка.
- 11. Психические отклонения у ребенка.
На что родителям следует обратить внимание
- Интерес к материалам, содержащим описание различных форм насилия.
- Сбор плакатов с изображениями «стрелков», книг и фильмов, посвящённых оружию, регулярные посещения оружейных веб-сайтов, опыт обращения с огнестрельным оружием.
- Создание веб-станицы, на которой обсуждаются случаи расстрелов, размещаются видео со стрельбой, песни с агрессивным содержанием (типа «Вся жизнь – это война, и вся жизнь – это боль, и ты будешь один вести свою личную войну»).
- Прямые свидетельства или намеки на насильственные фантазии и планы. Проявление подростком агрессии.
- Подросток, планирующий нападение на своих сверстников, как правило, в сети Интернет, поддерживает общение с другими последователями идеологии «скулшутинга».
Что делать?
- Контролировать социальные сети ребёнка, круг общения, его интересы.
- Обращать пристальное внимание на символику, сленг, окружение, увлечения и проблемы детей.
- Уделять больше внимания его проблемам и взаимоотношениям со сверстниками. 4. Тесно взаимодействуйте с педагогами ребёнка, чтобы знать о его проблемах.
- При необходимости (в случае замкнутости ребенка, резкого изменения его поведения и проявлений агрессивности обратиться за помощью к классному руководителю, специалисту (педагогу-психологу, психотерапевту).
- Организовать досуг подростка во внеучебное время (посещение кружков и секций);
- Учить ребёнка общению с людьми вне Интернета.
- Не хранить огнестрельное и холодное оружие в доступных местах.
Самое важное – контакт со своим ребёнком. Когда ребёнок достигает подросткового возраста, уже поздно начинать его устанавливать: это нужно делать намного раньше – с рождения. В подростковом возрасте родитель должен стать для ребёнка другом, с которым можно поделиться своими переживаниями и не бояться быть отвергнутым. Именно чувство отверженности собственными родители может толкнуть тинейджера на такой страшный шаг, как стрельба в школе.
У́льтрас (футбольный ультрас) — это организованная группа из фанатов для поддержки своего футбольного клуба. Само слово «ультрас» в своём коренном значении обозначает нечто преувеличенное, даже крайнее. В какой-то степени это можно отнести и к группировкам футбольных болельщиков.
Болеют они очень эмоционально и часто агрессивно. Футбольные ультрас имеют свою атрибутику, правила поведения, ярко выраженных лидеров и даже боевые отряды на случай конфликтов с другими фанатами.
Кроме этого, нужно понимать, что любое движение ультрас, не только футбольное, является выражением протеста. Футбольные активные фанаты протестуют против заорганизованности поведения на стадионе, сдерживания эмоций и отстаивают своё право на вывешивание тематических баннеров, которые, правда, не всегда выверены этически. Футбольные ультрас органично вписываются и в другие массовые протестные акции, например, политического характера. Их нередко можно встретить на митингах и демонстрациях.
Анархи́зм – общее наименование ряда систем взглядов, основывающихся на человеческой свободе и отрицающих необходимость принудительного управления и власти человека над человеком.
Анархисты выступают за самоуправление, то есть за систему независимых собраний граждан, самостоятельно управляющих своей жизнью и трудом на рабочем месте, в районе проживания и т. д. Анархистское общество представляет собой добровольную конфедерацию таких собраний.
Анархисты отрицают полезность подавления одних людей другими и привилегии одних участников общественного процесса по отношению к другим, предлагая заменить любые механизмы государственного принуждения свободным сотрудничеством индивидов. По мнению анархистов, общественные отношения должны основываться на личной заинтересованности, добровольном согласии и ответственности каждого участника.
Отношения анархистов к ликвидации принудительных видов власти могут разниться в зависимости от конкретных течений анархизма. В качестве таковых анархистами некоторых направлений может рассматриваться не только политическое принуждение, но и отношения найма, брачные отношения или животноводство. Другие виды анархистов в свою очередь выступают только против государственного принуждения.
Мотивами вступления в криминальную субкультуру являются наличие возможностей для самоутверждения и компенсации неудачного жизненного опыта; рискованность криминального образа жизни, наличие экстремальных ситуаций; отсутствием моральных ограничений; ощущение собственной значимости за счет причисления себя к закрытому круг лиц (тайна, интрига); компенсация состояния возрастного одиночества, переживаемого несовершеннолетним; возможность реализоваться в социуме, противопоставляя себя «несправедливому обществу».
Важно помнить, что попадание подростка под влияние криминальной субкультуры легче предупредить, чем впоследствии бороться с этой проблемой.
Несколько простых правил помогут существенно снизить риск попадания ребенка под влияние пропаганды идеологов криминальных субкультур:
- Поощряйте в подростке независимость и ответственность;
- Открыто обсуждайте семейные и внутренние проблемы детей;
- Обязательно содействуйте преодолению препятствий;
- Научите ребёнка относится с подозрением к посторонним лицам, которые пытаются с ним заговорить, сделать подарок или прокатить на машине, постарайтесь избегать ситуации, когда он может остаться с данным лицом наедине;
- Разговаривайте с ребенком. О событиях прошедшего дня, будьте в курсе пережитых им моментов, серьёзно воспринимайте разговоры о встревоживших ребёнка обстоятельств, в том числе о фактах применения насилия; Вы должны знать с кем он общается, как проводит время и что его волнует. Обсуждайте политическую, социальную и экономическую обстановку в мире, межэтнические отношения. Подростку трудно разобраться в хитросплетениях мирового социума и экстремистские группы зачастую пользуются этим, трактуя определенные события в пользу своей идеологии.
- Обеспечьте досуг ребенка. Спортивные секции, кружки по интересам, общественные организации, военно-патриотические клубы дадут возможность для самореализации и самовыражения подростка, значительно расширят круг общения.
- Контролируйте информацию, которую получает ребенок. Обращайте внимание, какие передачи смотрит, какие книги читает, на каких сайтах бывает. СМИ является мощным орудием в пропаганде экстремистов.
- Родители должны помнить о необходимости общения с учителем ребёнка по поводу того, как ребёнок себя ведёт и как он общается с другими детьми.
Если вы подозреваете, что ваш ребенок попал под влияние криминальной субкультуры, не паникуйте, но действуйте быстро и решительно:
- Не осуждайте категорически увлечение подростка, идеологию группы – такая манера точно натолкнется на протест. Попытайтесь выяснить причину изменения настроения, аккуратно обсудите, зачем ему это нужно.
- Начните «контрпропаганду». Основой «контрпропаганды» должен стать тезис, что человек сможет гораздо больше сделать для переустройства мира, если он будет учиться дальше и как можно лучше, став, таким образом, профессионалом и авторитетом в обществе, за которым пойдут и к которому прислушаются. Приводите больше примеров из истории и личной жизни о событиях, когда люди разных национальностей и рас вместе добивались определенных целей. Обязательным условием такого общения должны быть мягкость и ненавязчивость.
- Ограничьте общение подростка со знакомыми, оказывающими на него негативное влияние, попытайтесь изолировать от лидера группы.
- Обратитесь за психологической поддержкой по общероссийскому телефону доверия: 8-800-200-0122 (бесплатно с любого телефона, экстренная психологическая помощь несовершеннолетним и их родителям).
Любите своих детей, будьте к ним внимательны и принимайте их такими, какие они есть!
Памятка родителям по профилактике суицида
Суицид – намеренное, умышленное лишение себя жизни, может иметь место, если проблема остается актуальной и нерешенной в течение нескольких месяцев и при этом ребенок ни с кем из своего окружения не делится личными переживаниями.
Суицидологи и психологи, выбирая три «наиболее важные причины», вызывающие подростковые суициды, в качестве основной выделили:
- семейную обстановку и отношения с родителями (развод родителей и потеря одного из родителей, давление со стороны родителей);
- взаимоотношения со сверстниками (давление со стороны сверстников, недостаток общения);
- опасные группы в социальных сетях и интернете;
- несчастная любовь,
- низкая самооценка (может быть в связи физической непривлекательностью);
- отсутствие личных перспектив
- проблемы в учебе;
- тотальный контроль со стороны родителей
Будьте бдительны! Суждение, что люди, решившиеся на суицид, никому не говорят о своих намерениях, неверно.
Большинство людей в той или иной форме предупреждают окружающих. А дети вообще не умеют скрывать своих планов. Разговоры вроде «никто и не мог предположить» означают лишь то, что окружающие не приняли или не поняли посылаемых сигналов.
Ребенок может прямо говорить о суициде, может рассуждать о бессмысленности жизни, что без него в этом мире будет лучше. Должны насторожить фразы типа «все надоело», «ненавижу всех и себя», «пора положить всему конец», «когда все это кончится», «так жить невозможно», вопросы «а что бы ты делал, если бы меня не стало?», рассуждения о похоронах. Тревожным сигналом является попытка раздать все долги, помириться с врагами, раздарить свои вещи, особенно с упоминанием о том, что они ему не понадобятся.
Кроме перечисленных, выделяются еще несколько признаков готовности ребенка к суициду, и при появлении 1-2 из которых следует обратить особое внимание:
- утрата интереса к любимым занятиям, снижение активности, апатия, безволие;
- пренебрежение собственным видом, неряшливость;
- появление тяги к уединению, отдаление от близких людей;
- резкие перепады настроения, неадекватная реакция на слова, беспричинные слезы, медленная и маловыразительная речь;
- внезапное снижение успеваемости и рассеянность;
- плохое поведение в школе, прогулы, нарушения дисциплины;
- склонность к риску и неоправданным и опрометчивым поступкам;
- проблемы со здоровьем: потеря аппетита, плохое самочувствие, бессонница, кошмары во сне;
- безразличное расставание с вещами или деньгами, раздаривание их;
- стремление привести дела в порядок, подвести итоги, просить прощение за все, что было;
- самообвинения или наоборот – признание в зависимости от других;
- шутки и иронические высказывания либо философские размышления на тему смерти.
Что делать? Как помочь?
Если вы заметили у ребенка суицидальные наклонности, постарайтесь поговорить с ним по душам. Только не задавайте вопроса о суициде внезапно, если человек сам не затрагивает эту тему. Попытайтесь выяснить, что его волнует, не чувствует ли он себя одиноким, несчастным, загнанным в ловушку, никому не нужным или должником, кто его друзья и чем он увлечен. Можно попытаться найти выход из сложившейся ситуации, но чаще всего ребенку достаточно просто выговориться, снять накопившееся напряжение, и его готовность к суициду снижается. Всегда следует уяснить «Какая причина» и «Какова цель» совершаемого ребенком действия. Не бойтесь обращаться к специалистам-психологам.
Обращение к психологу не означает постановки на учет и клейма психической неполноценности.
Большинство людей покушающихся на свою жизнь – психически здоровые люди, личности, творчески одаренные, просто оказавшиеся в сложной ситуации.
Спасти ребенка от одиночества можно только любовью!
Если замечена склонность несовершеннолетнего к суициду, следующие советы помогут изменить ситуацию.
Важно соблюдать следующие правила:
- будьте уверены, что вы в состоянии помочь;
- будьте терпеливы;
- не старайтесь шокировать или угрожать человеку, говоря «Пойди и сделай это»;
- не анализируйте его поведенческие мотивы, говоря: «Ты так чувствуешь себя, потому, что…»; – не спорьте и не старайтесь образумить подростка, говоря: «Ты не можешь убить себя, потому что…;
- делайте все от вас зависящее.
И, конечно же, обращайтесь к специалистам за помощью!
Уважаемые родители, любите своих детей и чаще говорите им об этом, уделяйте им каждую свободную минуту, интересуйтесь их делами, учите преодолевать трудности, убедите в том, что любая черная полоса обязательно сменится белой.
Удачи вам на этом пути!