Согласно статье 1 Федерального закона от 24 ноября 1995 года № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» к категории «инвалид» относятся лица, которые имеют нарушения здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленные заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящее к ограничению жизнедеятельности и вызывающее необходимость его социальной защиты.
Частью 16 статьи 2 Закона об образовании впервые в российской законодательной практике содержательно раскрыто понятие «обучающийся с ограниченными возможностями здоровья – физическое лицо, имеющее недостатки в физическом и (или) психологическом развитии, подтвержденные психолого-медико-педагогической комиссией и препятствующие получению образования без создания специальных условий».
Категории «инвалид» и «человек с ОВЗ» не являются тождественными, но имеют области пересечений.
Так, к категории «инвалид» относятся люди, которые имеют ограничения по здоровью, не требующие создания для них специальных условий в образовательном процессе.
Категория «обучающийся с ОВЗ» определена не с точки зрения ограничений по здоровью, а с точки зрения необходимости создания специальных условий для получения образования, исходя из решения коллегиального органа – психолого-медико-педагогической комиссии.
В данных методических рекомендациях представлена характеристика особенностей людей с инвалидностью, которые помимо медицинского статуса имеют психолого-педагогический статус «обучающийся с ОВЗ» и требуют создания специальных условий в образовательном процессе, проведения целенаправленной работы по формированию толерантного отношения: с нарушением зрения (слепые и слабовидящие); с нарушением слуха (глухие, слабослышащие и позднооглохшие); с нарушением опорно-двигательного аппарата; расстройствами аутистического спектра (далее – РАС); умственной отсталостью; тяжелыми и множественными нарушениями развития (далее – ТМНР).
Полный текст статьи: смотреть он-лайн или скачать (.pdf, 470Кб)